Полная протяженность защитных сооружений 25,4 км. Максимальная высота подъема воды, который может выдержать комплекс защитных сооружений — 5,4 метра. (Во время самого крупного наводнения, которое когда-либо переживал Санкт-Петербург, уровень воды составил 4,2 метра выше ординара.)

Комплекс защитных сооружений включает в себя 11 защитных дамб (Д1-Д11), 6 водопропускных сооружений (В1-В6), два судопропускных сооружения (С1 и С2) и шестиполосную автомагистраль, проходящую по гребню защитных дамб, с мостами, туннелем и транспортными развязками. Нумерация сооружений идет от Бронки к Горской (с юго-запада на северо-восток). Общая длина дамб-23,4 км.

Водопропускные сооружения предназначены для минимизации влияния КЗС на гидрологический режим акватории Невской губы и Финского залива. Сооружения В1 и В6 имеют по 12 водопропускных пролетов шириной в свету 24 м (наружная ширина 27 м) и глубиной воды на пороге 2,5 м. В сооружении В3 — 10 водопропускных пролетов шириной 24 м и глубиной воды 2,5 м. Сооружения В2, В4 и В5 имеют по 10 водопропускных пролетов шириной 24 м и глубиной воды 5 м. Все водопропускные пролеты оборудованы сегментными затворами массой 280 т каждый.

Судопропускное сооружение С2 предназначено для пропуска малых судов с осадкой до 5,5 м. Представляет собой судоходный пролёт с подъемно-опускным затвором. Ширина судоходного пролета −110 м, глубина на пороге −7 м. Поперек его находится затвор массой 2500т, лежащий в бетонном пазу под плитой судоходного канала. В случае наводнения он поднимается на высоту 4,55 м выше нормального уровня воды. Над С2 проходит автомобильный мост длиной с насыпями и эстакадой 1483 м. Центральный пролет выполнен вертикальноподъёмным, размерами 120 х 30,2 м и массой 2300 т плюс два противовеса по 1140т. Высота моста в наведенном положении — 16 м, в поднятом — 25 м.

Судопропускное сооружение С1 предназначено для пропуска морских судов в течение всего года. С1 представляет собой судоходный пролет с сегментными плавучими затворами-батопортами. Ширина судоходного пролета 200 м, глубина воды на пороге 16 м. При угрозе наводнения доковые камеры, в которых находятся затворы, заполняются водой, батопорты всплывают и выдвигаются в середину канала. Достигнув центра, затворы начинают наполняться водой и под своей тяжестью медленно опускаться на дно порога. Таким образом, преградив путь для дальнейшего продвижения балтийской нагонной волны к Санкт-Петербургу. В обычном состоянии батопорты находятся в сухих доковых камерах.

Под судоходным каналом проходит подземный шестиполосный автомобильный тоннель общей длиной 1961 м. Самая нижняя точка тоннеля расположена на отметке — минус 28 м.

Получив информацию от Гидрометцентра о подъеме уровня воды, Дирекция КЗС заблаговременно (за 3 часа) предупреждает Администрацию Большого порта об угрозе затопления и прекращении навигации. Начинается подготовка к маневрированию затворов всех защитных сооружений. При угрозе наводнения сначала закрываются затворы судопропускных сооружений С1 и С2, а потом створы водопропускных сооружений (В1 — В6).

Возобновления строительства комплекса (готовность КЗС была примерно на 60 %) началась в 2001 году. Проект финансируется за счет средств федерального бюджета, а также в виде международных займов ЕБРР.

Проект был разделен на девять контрактов:

С 2007 по 2012 года общий объем финансирования проекта составит около 55 млрд рублей.

Строительством управляет Федеральное казённое предприятие «Дирекция КЗС Минрегиона России».

Общая протяжённость комплекса сооружений составляет 25,4 км, комплекс состоит из двух судопропускных сооружений, шести водопропускных сооружений, 11 защитных дамб. Также по всей длине комплекса построена шестиполосная автомагистраль (часть КАД), которая включает в себя подводный тоннель длиной 1961 м (под судоходным каналом С1), мосты и автотранспортные развязки (на пересечении КЗС с КАД).

по материалам сайта http://www.semiotic.ru